Проповеди
Проповеди старшего священника монастыря, иеромонаха Варсонофия (Беспалова).
Проповедь на Великий Четверг
Всех вас, братья и сестры, с Великим Четвергом, с воспоминанием Тайной Вечери, а именно, первой Евхаристии, которую совершил сам Господь со Своим учениками и апостолами, и эту Евхаристию благословил всем последующим Его ученикам и христианам творить в воспоминание Его и во спасении душ наших.
Мне удивительно, что этот праздник, хотя он и не называется праздником, а просто Великим Четвергом, не причислен к праздникам двунадесятым. Этот праздник, который мы сегодня празднуем достаточно скромно – основа нашего спасения, и никак не меньше самого факта воскресения Господня, потому что Господь сказал, что кто не ест Мою плоть, не пьет Мою кровь, не войдет в Царствие Небесное. И именно в этот день установилось таинство, когда Господь сказал, хлеб Мой – это тело Мое, за вас ломимое в Моё воспоминание, а вино – это кровь Моя, проливаемая за вас.
Слушать полностью:
Проповедь на Великую Среду
Мы с вами, братья и сестры, слышим два дня историю праведного Иова, преподавшего всем людям Священописание, который попустил дьяволу всё, кроме того, чтобы душу свою погубить, повредить. Претерпел праведник столько скорбей, что по нашим понятиям никто бы не понес. Принимал все от Бога, как должное. Сначала потерял всех и вся, все свое богатство, скот, людей, сыновей, дочерей, дом, и остался ни с чем, только с женой.
Но потом дьявол сказал Господу, что это все это вещественное, а если бы тело было его подвергнуть болезни, то встал бы Он Тебе во службу? И Господь попустил для нас. Нас ради потерпел Иов свои страдания. И, будучи поражен проказой, весь в гное, когда жена уже роптала и говорила, сколько же можно, мы бездомные, и она ходит из дома в дом, чтобы как-то время прокоротать до вечера.
Вот такое ужасное скорбное состояние.
И что сказал Иов: Что же я, от Господа потерпел блага и потерплю зла? Так и остался праведник праведным. Это эталон праведности, который должен быть присущ всем нам, христианам.
Слушать полностью:
Как спастить во времена изобилия материальных благ?
Сегодня мы празднуем Благовещение и Крестопоклонную неделю. Один из этих праздников можно назвать началом нашего спасения, а другой — его завершением. В тропарях мы слышим слова: «Днесь спасения нашего главизна», что означает «начало нашего спасения». Люди ждали обетования Божьего о том, что «семя жены сотрет главу змия», который соблазнил человека, и это спасет человечество.
Представьте, как долго пришлось Богу ждать, чтобы родилось что-то достойное в естестве человеческом, которое было бы пригодным, чтобы вселился в это естество сам Бог?
Вот насколько мы удались от Бога, насколько мы оказались непригодными для исполнения этого обетования. Пока, наконец, не родилась чистая отроковица, которая, по удивительному провидению, была посвящена Богу и провела свое детство и отрочество в храме, в святая святых, куда разрешалось входить лишь архиерею, первосвященнику раз в год. Это — начало нашего спасения.
Слушать полностью:
Ищите «попутчиков» на пути к Богу
Сегодня мы слышали Евангельское чтение об исцелении расслабленного, то есть парализованного человека. Четверо его товарищей несли его к Иисусу Христу, уверенные, что Он способен исцелить его верой. Но из-за толпы невозможно было даже войти в дом, где проповедовал Иисус. Тогда они залезли на крышу, прокопали дыру в крыше и опустили больного перед Иисусом. Видя их веру, Иисус исцелил его, отпустив его грехи.
Болезни, которые мы несем, связаны с грехами. Расслабленный человек символизирует наше слабое состояние и необходимость поддержки со стороны Бога.
Слушать полностью:
Как бороться с человеческими страстями
Крест – наше орудие спасения. Крест – сила всепобеждающая, демонов отгоняющая, врагов сокрушающая. Но мы забываем, что крест при этом остается орудием нашей смерти.
Господь говорил: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Крест, который Господь дал каждому человеку, – это крест для погубления своей души: плотской, страстной. И только тогда он становится орудием спасения, когда мы на этом кресте распнемся со своими страстями и похотями, только тогда этот крест спасет нас. А не тот, который мы сотворяем руками.
Слушать полностью:
Как спастись
Сегодня в неделю по Воздвижении мы слышали удивительные слова, которые не страшны, если не вдумываться: «Возьми свой крест и следуй за Господом». Здесь имеются в виду искушения, которые нам попущены, наш христианский крест, который мы несем, следуя за Господом и терпя все скорби и болезни.
В современном толковании это так.
Но когда Господь произносил, обращаясь к своим ученикам: «Аще кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее», то крест еще никакой ассоциации со спасением не имел, потому что Господь еще не был распят и не воскрес.
Слушать полностью:
Напутствие на престольный праздник иконы Божией Матери «Знамение»
С воскресным днем, с престольным праздником иконы Божьей Матери «Знамение». Престол у нас здесь духовный. Он находится в недостроенном пока храме. Но его существование сохранилось в названии самой церкви.
Наше это село родилось как крепость, форпост, в который пришли воины и построили первую церковь. И Господь хранил это святое место многие годы. Но наступил момент, когда это сохраненное Богом место стало тем, о чем замышлял Господь. Снова стало форпостом, снова стало крепостью. Потому что каждый монастырь – это крепость, на которой держится православный мир.
Слушать полностью:
Ищите встречи с Богом
Сретение Господне – в чем суть праздника? Это встреча ветхозаветных людей, представителем которых был праведный Симеон Богоприимец, с Богом. Встреча с Богом не в некоем сказании или писании, а именно воочию. Господь всемогущий дал Симеону обещание, потому что тот в свое время усомнился, что Дева родит сына, и наречется ему имя Иммануил, «С нами Бог». И Симеон прожил более трехсот лет в ожидании, когда явится Мессия, чтобы увидеть Бога. Видите, Господь всесилен: всякий, ожидающий Бога и всякий ищущий Бога, проживет столько, сколько нужно. И только человек, который не ищет Бога и не желает встречи с Ним, может закончить жизнь преждевременно.
Слушать полностью: