Об устной непрестанной молитве

Всё Божие домостроительство, все наши стремления, облачение в рясу, крещение, постриг, все наши прошения и труды не имеют никакой другой цели, кроме как встретиться с Богом уже здесь на земле и стяжать Духа Святаго. Одним из способов встретиться со Христом служит молитва. По слову прп.  Серафима Саровского молитва «больше всего дает благодати».

Две тысячи лет шествуют монахи путем особого молитвенного делания – Иисусовой молитвы. В чине пострига монаху с вручением четок заповедуется: «Приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусусове, всегда бо имя Господа в уме, в сердце и во устех своих имети должен еси, глаголя присно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами о первой ступени умного делания ­– молитве устной, как ее еще называют гласной или словесной «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

С древних времен гласная молитва заповедуется каждому новоначальному монаху. Послушаем, что пишет Иосиф Исихаст: «Мы с вами духовно слабы, но сильны в страстных мечтаниях. И поскольку мы не можем держать молитву умно, то согласно отцам Церкви, согласно аскетическому преданию, мы должны стараться молиться устами, чтобы звучанием молитвы оторвать ум от мечтаний. Мало-помалу молитва усладит ум и оторвет от мирской пищи и вращения в мирском, затем постепенно затворит его внутри самого себя вместе с непрестанной молитвой.»

Старец Ефрем Аризонский поучает нас: «Язык должен утрудиться в призывании имени Иисусова, расплачиваясь за своё пустословие и все падения, чтобы родилась привычка к гласной молитве…».

Поначалу произносить Иисусову молитву устами кажется делом простым и лёгким. Но, взявшись за это делание, мы встречаемся с тем, что молитва теряется нами: ум вступает в собеседование с помыслами, душа предается воспоминаниям и разные чувства овладевают нашим сердцем. Но нам не нужно малодушествовать и оставлять словесную молитву, а с самого начала быть готовой вести борьбу со всем строем своей прежней жизни. Преподобный Иоанн Лествичник позаботился о нас еще в VI в., оставив такое наставление: «Старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль, или, лучше сказать, заключай ее в словах молитвы. Если она, по младенчественности твоей, утомится и впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы; ибо непостоянство свойственно нашему уму. Но, Тот, Кто силен всё утвердить (видя твоё усердие), может и уму дать постоянство».

У святых отцов есть такие слова: «Молитва рождается в процессе молитвы». Бог увидит наше расположение и труд и пошлет свою благодатную помощь.

Мне хочется поведать вам о практике произношения Иисусовой молитвы гласно в монастырях, основанных Старцем Ефремом Аризонским. Один паломник из России, побывавший в монастыре св. Антония в Аризоне, повествует так: «Нас определили на послушание на плантацию деревьев. Отец Паисий – настоятель монастыря – руководил нашими работами. С ним вместе трудились трое русских и один сириец.  Работал я усердно, но при этом молчал, а молитву творил про себя. Вдруг подходит ко мне послушник Константин и говорит:

– Отец Паисий спрашивает: почему ты не произносишь молитву Иисусову вслух, так, чтобы он слышал?

Я сначала опешил. Как так?! Я творю ее про себя, а, оказывается, тут ее надо произносить вслух! Почему, зачем? Но, похоже, мои смущения никого не волновали, и Константин попросил, чтобы я молился вслух и чем громче, тем лучше. Я прежде такого нигде не встречал и никогда не практиковал. Но это не значит, что я прав или что я больше всех понимаю в этом деле. И я принялся творить молитву вслух. И пока мы работали, каждый из нас молился вслух, но на своем языке. Отец Паисий – на греческом, небыстро и размеренно. «Кирие Иису Христэ, элейсон мэ», – слышалось мне на расстоянии, хотя отец Паисий творил молитву негромко».

Владыка Панкратий, наместник Валаамского монастыря, вспоминая о поездке на Афон, рассказывал о том, как читают молитву Иисусову в греческих монастырях: «Греческие и святогорские монастыри напоминают, как бы ульи, наполненные непрерывающимся гулом. Это все насельники непрестанно произносят вслух Иисусову молитву, каким бы делом кто ни занимался. Там никогда не встретишь брата, который шел бы молча, или группу братьев, которые весело обсуждали бы какие-то новости, смеялись. Нет, везде, куда ни пойдешь, слышно только одно – слова Иисусовой молитвы, причем произносятся они громко и внятно».

Свт. Игнатий Брянчанинов говорит,  уста и язык, часто упражняющиеся в молитве и чтении Слова Божия, стяжают освящение, становятся неспособными к празднословию, смеху, произнесению шуточных слов, срамных и гнилых… Оглашается воздух внимательной, устной, гласной молитвой – и объемлет трепет князей воздушных, расслабляются мышцы их, истлевают и рушатся сети их».

Но враг рода человеческого будет всегда подстраивать нам козни и стараться отнять у нас памятование о Боге. Старец Ефрем Катунакский рассказывал такой случай:

«Один старец говорил своему послушнику:

– Читай Иисусову молитву.

– Читаю, да не понимаю.

– Диавол понимает и бежит прочь.

– Да ну, где мне это понять!

– Ладно, хочешь увидеть чудо?

– Да, чудо хочу увидеть, батюшка.

– Хорошо, – говорит старец, – я помолюсь, чтобы Господь показал тебе чудо. Чтобы ты понял, какую силу имеет Иисусова молитва.

Помолился старец, три дня держал пост. Зовет послушника:

– Иди-ка сюда. Теперь вот возьми корзину, иди наверх к источнику и наполни ее водой.

– Батюшка, ты меня извини, – говорит послушник, – но я еще мозги не потерял. Корзину наполнить водой?

– Так что же, ты разве не сказал, что хочешь увидеть чудо? Увидишь, какую силу имеет Иисусова молитва. Не хочешь?

– Хочу.

– Ну, тогда делай, что тебе говорю, только будешь читать Иисусову молитву все время.

– Благословите.

Пошел. «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», – ставит корзину под источник. Вода наполняет корзину и нигде не выливается. А молитву не перестает читать. Естественно, что и старец в келии молится, чтобы Господь показал чудо своему ученику. Корзина наполнилась водой.

Едва послушник увидел это, скорее бежит, чтобы показать ее старцу: «Батюшка, корзина наполнилась водой!»

По дороге ему является диавол в образе человеческом и говорит:

– Куда идешь, монах?

– К старцу своему.

– Как тебя звать?

– Георгий.

– А сколько лет ты в монашестве?

– Пять – шесть.

– Каким рукоделием занимаешься?

– Печати делаю.

Пока говорил, вода и потекла вниз. Начал пустословить, оставил молитву и с пустой корзиной вернулся к старцу.

– Что случилось? – спрашивает старец.

– Так и так, батюшка.

– Оставил молитву, чадо мое, поэтому и вылилась вода. Видишь, когда читал молитву – корзина держала воду, а когда остановился и начал пустословить, – вытекла вода». Таким образом, даже если мы не вполне осознаем произносимые нами слова Иисусовой молитвы, то «сатана понимает это очень хорошо и трепещет, слыша одно только имя Христово».

Старец Ефрем Аризонский описывает действие Иисусовой молитвы так: «Мы громко читали Иисусову молитву. Мы исполняли послушания, ходили с поручениями, таскали туда-сюда грузы – молитва «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» творилась непрестанно. Польза была огромная! В душе была такая радость, умиление, было столько слёз, что не передать. Часто от устной молитвы приходила такая благодать, что мы чувствовали в себе обилие божественной любви, сильное восхищение ума. И во время послушаний ум каким-то удивительным образом пребывал не просто в молитве, но в созерцании Бога, в созерцании иного мира».

От произношения молитвы Иисусовой гласно очищается наше духовное зрение, и душа мало-помалу возбуждается от тяжкого нравственного сна, в который обычно ввергают её страсти. Плодом гласной молитвы становится внимательное отношение к движениям своей души и сердца, происходит познание себя, что необходимо нам для совершения покаяния. Познавая себя, мы начинаем понимать других людей. Мы начинаем познавать тайны внутренней жизни.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Устной, гластной молитве, как и всякой другой, должно непременно сопутствовать внимание. При внимании польза устной молитвы неисчислима. … Многие Отцы во всю жизнь свою упражнялись устной и гласной молитвой и, притом, обиловали дарованиями Духа. Причиной такого преуспеяния было то, что у них с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и все тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, от всего существа своего, из всего человека».

Мне хочется напомнить вам один случай, описанный в книге «Моя жизнь со старцем Иосифом»: «Как-то раз, когда мы уже жили в Новом Скиту, старец своим орлиным оком подметил, что один брат нашей общины не читает молитву вслух, и сказал ему:

– Говори, чадо, молитву. Не слышу ее от тебя.

– Э, Геронда, говорить её устно, после стольких лет в монашестве? Я стыжусь.

– Стыди-и-и-ишься? Стыдишься, что ты столько лет в монашестве и говоришь молитву устно? То есть устную молитву ты считаешь чем-то низким по духовному значению или её образ кажется тебе годным только для новоначального? И ты воображаешь себя преуспевающим в молитве? Позор! Тщеславие и гордость, ничего другого. Стыдно – когда мы не говорим молитовку и наш ум блуждает там и сям, а рот ни на минуту не закрывается от празднословия. Не стыд ли это? Вот это стыд! И в очах Божиих, и в глазах людей». Эта история, описывающая отношение старца Иосифа к Иисусовой молитве, произносимой гласно, должна послужить нам духовным уроком. 

В заключении беседы приведу слова старца Эмилиана: «Для чего мы, монахи, пришли в монастырь? Не для того ли, чтобы взывать неустанно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя»? Если нет, то зачем же? Если мы ищем чего-то иного, то мы обречены на неудачу, думаем не о том, о чем следует. Именно ради молитвы находимся мы здесь. Молитва – единственное, что может удержать нас на этом месте. Не сомневайтесь: тот, кто не творит Иисусовой молитвы, не сможет жить в монастыре, Он никогда не почувствует ни Божия присутствия, ни единства с другими. Он ничего не почувствует в своей жизни, всё будет ненастоящим и мимолетным, потому что молитва – это наша самая главная любовь, осуществление всех наших желаний, всего того, ради чего мы пришли в монастырь».

Мне хотелось бы, чтобы учение святых отцов, напомненное мною вам сегодня, возбудило нас всех к духовной ревности в делании Иисусовой молитвы. Оставим праздные разговоры, не будем оставлять памяти о Боге ни на минуту, заполним всё своё время Иисусовой молитвой.  Старец Иосиф говорит нам важные слова: «Если мы не заложим фундамент – непрестанную устную молитву, то невозможным из невозможного будет для нас положить доброе начало нашему духовному и монашескому преуспеянию».