О взаимоотношениях

Сегодня мне хочется побеседовать с вами о взаимоотношениях друг с другом. Мы знаем, что Бог есть Любовь, и нашу беседу я назову: «Христос посреди нас. Есть и будет. Любовь посреди нас. Есть и будет».

У каждого государства есть свой национальный гимн. Есть гимн и у христиан – гимн любви, который искусно изложил великий апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает».

Одним из свойств любви является жертвенность. Господь ради каждого из нас принес Себя в Жертву, поэтому и монаху необходимо обязательно развивать в себе дух жертвенности. Мы с вами отправились в путь, ведущий за Христом на смерть. Мирянин не «умирает за Христа», у него есть мирские обязанности: он заботится о семье, детях, и спрос с него не такой строгий. А монах должен постоянно жертвовать собой. Преподобный Паисий Святогорец говорит об этом так: «Вся жизнь монаха есть жертва. Если в монахе отсутствует жертва, то места для духовной борьбы нет. Сколько бы ни старался монах жить духовно, всё будет без толку. Он не то, что бесов изгонять не сможет, ему ворон гонять – и то достижение».

Священное Писание заповедует нам быть святыми (Лев. 11, 44), и Сам Господь изрек Пречистыми устами: «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный». Святость и совершенство – это не только вежливость в отношениях друг с другом, как зачастую это трактуют. Каждая из нас знает, что общаться с людьми бывает нелегко. И в нашей маленькой монастырской семье бывают минуты, когда для нас становятся трудными брат или сестра. Как тогда быть вежливыми с ними? Как потерпеть в этот момент ближнего?

Ответ на эти вопросы мы можем найти в житии преподобного Моисея Оптинского, которое повествует нам следующее: «От природы преподобный Моисей имел горячий характер. Многовременным подвигом приобрел он замечательную тихость и кротость в обращении с ближними. Но не вдруг и не легко досталась ему такая победа над гневом. Бывали случаи, что рабочие выводили его из терпения своими нелепыми требованиями и грубостями; тогда отец Моисей, чувствуя, что сам начинает волноваться гневом, быстро оставлял рабочих и уходил из передней в другие свои комнаты. Вероятнее всего, в эти моменты он молился, потому что через некоторое время опять выходил в переднюю, к тем же рабочим, но совершенно другим человек, совершенно спокойным». Так мы видим с вами на примере святых, что искренняя молитва к Богу с признанием своей немощи помогает нам обрести свободу от страстей и помогает водворять единство и любовь.

Бережное отношение к ближним может служить нам ступенью к совершенству, ведь по праву его можно считать одним из высших выражений любви. Бережное отношение к ближним проявляется по слову старца Эмилиана, когда мы не высказываем вслух оценок: как другой человек себя ведёт, что он делает, как он поёт, готовит, или работает; и даже не имеем мыслей об этом и самого желания исправить ближнего. Вот это подлинная любовь, которую другой человек всегда чувствует и которая его возвышает.

И точно так же человек чувствует, когда его не принимают таким, какой он есть, хотят исправить, или обсуждают за глаза. Мы можем думать, что человек нас не слышит или же вообще говорим о нем «по-доброму», и в этом ничего страшного нет. Но на деле человек всегда чувствует, что его осуждали. Он видит это по взгляду, его сердце ощущает недобрую энергию. И тогда неизбежно появляется взаимное неприязненное отношение. Через это теряется любовь, а значит, теряется и Христос. Бог не терпит ни малейшего уничижения ближнего и не может присутствовать там, где есть осуждение, упрёки, неприятие.

Любовь к ближнему выражается и в том, чтобы никогда не возражать. Когда наше сердце полно любви, тогда мы с радостью во всём соглашаемся с ближними, что бы они ни сказали. Когда же любовь в нашем сердце умаляется, тогда нам хочется противоречить им на каждом шагу. Кто-то может спросить: «Но почему я не могу высказать свою точку зрения? Если ближний говорит что-то неправильно, почему я не могу его поправить?» Потому что человек от этого огорчится, это его заденет. Старец Эмилиан говорит об этом так: «Скорбь, причиненная брату, разлучает нас с ним, со всем братством, с Богом. С той минуты, как ты огорчишь ближнего, ты потеряешь мир и покой».

Иногда мы можем еще так оправдываться: «Почему я должна притворяться и соглашаться с ближним, если я думаю по-другому? Я должна вести себя естественно, свободно!» Но подумаем: что на самом деле значит вести себя естественно? Матушка Домника в беседах с сестрами Ново-Тихвинского монастыря дает такое пояснение естественному поведению: «Вести себя естественно – это значит поступать по заповедям, постоянно оказывать ближнему любовь и почитание. Вот это и есть самое естественное для нас поведение! Когда мы понуждаем себя к этому, тогда чувствуем, что в нас раскрывается наша подлинная евангельская природа. И та радость, которую мы доставляем ближнему своим полным согласием с ним, та любовь, которую мы при этом проявляем, – для нас гораздо выше, чем наша маленькая правота».

Человек, ведущий духовную жизнь, тонко чувствует это. Вспомним слова преподобного Никона (Оптинского): «Спасение ваше и погибель ваша – в ближнем вашем». Нам с вами нужно постараться запечатлеть эти слова на своих сердцах и не забывать о них.

Старец Ефрема Филофейский с чувством отеческой заботы советует: «Чадо моё, в особенности презирай помыслы неприязни к ближним, которые влагает дьявол, чтобы отнять у тебя величайшую добродетель – любовь. Изгоняй тотчас эти помыслы и твори молитву и говори дьяволу: «Чем больше ты будешь приносить мне помыслы ненависти к моим братиям, тем больше я буду любить их, ибо есть у меня повеление от Христа не только любить их, но и приносить себя ради них в жертву, как и Христос принес Себя в жертву ради меня жалкого». И тут же мысленно обнимай тех, к кому дьявол внушает тебе ненависть и говори: «Посмотри-ка завистливый сатана, как я люблю. Я умру ради них!» Когда ты будешь поступать так, то Бог увидит твою благую волю и твою борьбу и тут же придет на помощь и освободит тебя».

Наша борьба со всяким плохим помыслом, со всякою недоброю мыслью о нашем ближнем обязательно привлечет к нашей монашеской семье благодать Божию, которая будет взращивать в нашем саду духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание.

Когда человек берется за духовный подвиг ради спасения своей души, то в нем горит божественное пламя. Это пламя даёт ему радость, отвагу, любочестие. Это то, о чем сказал Господь: «Огня приидох воврещи». Горение духа оживотворяет сердца. А особенно женское сердце, сердце монахини, которое очистившись подвигом, обретает большую силу и преуспевает в молитве.

Молитвами Св. апостола Павла, преподобных Никона и Моисея Оптинских, старца Ефрема Филофейского и отца нашего духовного иеромонаха Варсонофия, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! Аминь.

Дорогие сестры, Христос посреди нас!

Есть и будет!