28 ноября начался Рождественский пост
С 28 ноября по 6 января пройдет Святой пост, установленный Церковью, чтоб приготовить нас к достойному сретению и прославлению воплощенного Бога в праздник Рождества Христова. Приводим напутственные слова святителя Феофана Затворника, призывающего нас покориться Церкви и вступить в подвиг поста и других благочестивых упражнений, соединенных с постом.
Есть у иных поверье, будто этот пост не так велик, как, например, пост святой четыредесятницы. Это есть заблуждение, которого нечем оправдать.
Церковь Божия предписала святить все четыре поста; Великий, Успенский, Петров и Рождественский, и долг наш святить их одинаково, хотя мера строгости пощения в них несколько различна.
Наступивший пост точно легче Великого и Успенского поста; но эта льготность так незначительна, что сама не может не показаться строгостью – для нашей немощи. Пусть в этот пост разрешено вкушать рыбу, но это только по субботам, воскресеньям и в праздники; во вторник же и четверток и рыба не разрешается; а в понедельник, среду и пятницу не рыба только не разрешается, но и вино с елеем.
Итак, когда святая Церковь не мимоходом как упоминает о сем посте, а с такою определенностью установила правила для него, послушным чадам ее прилично ли провести его небрежно, без внимания и даже памяти о нем. Освятим же его, освятим воcстановлением в мысли высокого его значения, строгим исполнением Церковного в нем устава и еще паче очищением совести в покаянии и укреплением себя святым причастием тела и крови Христовых.
Смотрите, как говорят о нем святые отцы!
Один говорит (Дни Богослужения, ч. 2, стр. 33, Симеон Солунский): «Пост Рождественской четыредесятницы изображает пост Моисея, который постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово – не на камнях начертанное, но от Девы воплотившееся и родившееся – и приобщаемся Его Божественной плоти».
Другой учит (Лев. вел. бес. ХСII): «Хранение воздержания запечатлено у нас 4-мя временами, дабы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении, и что при рассеянии жизни всегда должно стараться нам – постом и милостыней истреблять грех, который бренностию плоти и нечистотою пожеланий приумножается».
Вот как рассуждают Богопросвещенные умы и куда направляют силы и труды послушного благочестия! Примем же к сердцу внушение, столько нам благопотребное и спасительное.
Ведомо, что предел жизни о Христе Иисусе есть чистота и святость. Но житейские дела, а более суета, очерняют и пятнают путников, идущих в сию область чистоты, нередко и против воли их. И вот, как для странника попечительные странноприимцы устрояют покоища, дающие отдых, трапезы подкрепляющие и бани омывающие: так и многопопечительная благость Божия в материнских недрах Церкви уставила посты, все четыре, с приглашением говеть в них, исповедаться и причаститься, в отдых тем, кои утомлены многозаботливостию житейской, в омытие тем, кои загрязнены и запылены грехами и нечистыми помышлениями, в укрепление тех, кои ослабели и истощили силы духа борьбою или падением.
Ревностный труженик, зайди под эту сень покоя, омойся в самоизготовляемой бане слез, укрепись предлагаемою небесною пищей, и потом опять, подобно Илии, обновившемуся от пищи, Ангелом принесенной, бодренно емлись (отправляйся в путь) пути пустынного, пока достигнешь высокого Синая, праздника Рождества, для восприятий ощущений Бога, к нам приближающегося, по мере труда твоего и степени приготовления.
Или, что я обращаюсь к ревностному и бодренному? Горящие духом ревнители Христианского жития сами без напоминания и попостятся, и долг Христианский в пост исполнят, как должно. Но что сказать вам, больные изнеженностью, страшащиеся за здоровье от перемены блюда, модничающие независимостью и разорванием всех уз, налагаемых отеческими обычаями, возносящиеся выше облак и охочие недальнозорко указывать Вышнему в Его исправительных законоположениях и уставах несообразности с природою, вами же испорченною?
Сказал бы вам одно: «Пискахом вам, и не плясасте: плакахом вам, и не рыдасте» (Мат.11, 17). Но в чаянии и еще остепенить борзость неудержимой мысли вашей и вашего своенравия, приведу вам на память яблоко райское, красное на вид и приятное на вкус, сгубившее и губящее род наш, чечевицу, лишившую чревоугодливого первородства, мяса, пустыню наполненную гробами похотений, небольшую часть меда, отнявшую победу и готовившую смерть сыну царя, тот пир, в котором свыше дана надпись: «Мани, текел, фарес» (Дан.5, 25), тогда же исполнившаяся, и этого юношу, «изъядшего вся», и желавшего потом «насытиться от рожец, яже ядяху свиния» (Лк.15, 16), и богача, «на вся дни светло» веселившегося, а там искавшего капли воды, чтоб «устудить язык» и не получившего (Лк.16, 19, 22–25). Напомню все сии пагубные следствия непощения и невоздержания, чтоб приложить к сему: «имеете разум, учитесь же». И «не будете яко конь и меск, имже несть разума» (Пс.31, 9), кои браздой и уздами челюсти востягивают, когда они упорствуют и не покоряются. У этих кормило – узда; а у разумных – разум.
Но есть разум кривотолкливый: не его я разумею; а разум здравый, меру свою знающий, не взимающийся на разум Божий, а ему покорствующий и волю свою смиренно под его иго подклоняющий. Его восставьте в себе и силу ему дайте. И он научит вас не отказываться от того, что Бог законоположил устами церкви; а, напротив, сил не щадить в засвидетельствование своего послушного ей сыновства; научит не слушать опасливых за здоровье внушений, указывая не в посте, а в непощении источник нездоровья тела и расслабления души; презирать неодобрительные возгласы сторонних, уверяя, что кто худо скажет о посте и постящемся, тот этим самым хуже скажет о себе, нежели о них; не видет и ныне безвременности в строгом исполнении уставов святой Церкви, уясняя, что скорее они безвременны были тогда, как в первый раз вводимы были и еще не видели исполнителей, нежели ныне среди такого их множества; прогонять робкие помышления о недостижении той меры поста, на коей он бывает спасителен, представляя, что, когда подобострастные нам постники Моисей, Илия, Иоанн Предтеча, в славе ныне почивающие, только еще полагали путь пощению, достижение высших его степеней было затруднительнее, нежели ныне, после стольких светлых примеров и опытов благоуспешных; отстранять льстивую мысль о возможности заменить телесный пост духовным пощением, внушая, что скорее телесный пост состоится без духовного, нежели духовный без телесного; видеть в истощении плоти меру обновления духа, и в степенях постничества – лествицу духовного восхождения, которой верхний конец утверждается на небе.
Такими и подобными помышлениями ограждаясь, мы дадим благому намерению послушания Церкви силу прорасти, окрепнуть и принести плод – дела покаяния и достойного прохождения предлежащего поста, в славу Господа, воплощением нашего ради спасения Себя истощившего, Которому и помолимся, луч света от рождества Своего, как звезду, на нас испустит, и тем, осветив примрачность поста, веселым и обрадованным шествием привести к Вифлеемским яслям, и тогда сподобит нас со Ангелами радостно воспеть: «Слава в вышних Богу, и на земли мир: в человецех благоволение» (Лк.2, 14).
Аминь!